На XVII Конференции CADFEM/Ansys была представлена обширная демо-зона, включавшая мастер-классы экспертов «КАДФЕМ Си-Ай-Эс» по работе с решениями Ansys и сопутствующими программными продуктами. Самым активным участником демо-зоны стал Тихон Поздняков из Центра численного анализа и виртуальной валидации НАМИ, посетивший наибольшее количество мастер-классов по направлению «Механика деформируемого твердого тела». Мы спросили его, какие решения Ansys используются в проектах НАМИ, какие технологии Индустрии 4.0 актуальны для российской автомобильной промышленности и что нужно, чтобы привлечь в нее новые кадры.
Тихон, НАМИ известен своими крупными проектами – в частности, разработкой беспилотного электробуса «ШАТЛ» совместно с КАМАЗом. Какие программные продукты Ansys вы используете?
Действительно, у нас есть несколько совместных работ с КАМАЗом. Например, в проекте «ШАТЛ» мы рассчитывали подвеску. Наше подразделение занимается узлами агрегатов автомобилей и расчетами компонентов на прочность. И хотя другие отделы используют разное программное обеспечение, наш отдел применяет только Ansys. Помимо прочностной линейки, мы активно применяем Ansys Workbench и Ansys SpaceClaim. Конечно, руководство рассматривало и другие программные продукты, но каждый раз выяснялось, что явных преимуществ перед Ansys у них нет.
В который раз вы участвуете в нашей конференции?
Я участвую в ней регулярно, начиная с 2005-2006 года. Вообще, НАМИ давно сотрудничает со специалистами «КАДФЕМ Си-Ай-Эс» – например, недавно проходили трехдневное обучение.
Какие технологии Индустрии 4.0 вы считаете наиболее перспективными для российской автомобильной промышленности?
Самые перспективные технологии – это те, что связаны с серийным производством, с качеством и контролем производства продукции. Это, в том числе, внедрение цифровых двойников. С производственными технологиями, особенно там, где планируется использовать композиционные материалы, часто возникают проблемы. Например конструктора могут спроектировать и рассчитать узел или агрегат из композиционного материала, но встает вопрос – смогут ли выполнить эту задачу на производстве? Тем не менее, в настоящее время в России, безусловно, есть желание внедрять новые технологии.
А что насчет умных фабрик – возможно ли их массовое создание в России?
Я считаю, что повсеместное создание таких фабрик в нашей стране реально, однако в этой связи встает вопрос занятости населения. Конечно, кто-то должен следить, чтобы на умной фабрике все работало исправно. Но даже в этом случае необходима поддержка государства – оно должно озаботиться многими вопросами, в том числе, перепрофилированием граждан.
Какие препятствия, кроме вопросов занятости, существуют на пути к этому?
Основное препятствие – это недостаток квалифицированных кадров, а ведь для их подготовки нужно не менее 5 лет после ВУЗа. Поэтому студенты ВУЗов еще на стадии обучения должны проходить практику на производстве, осознавать актуальность будущей профессии. В свою очередь будущий работодатель должен заинтересовать молодых людей, чтобы они оставались работать на наших предприятиях, продемонстрировать им перспективы развития. Между тем, наличие профессионального технического образования становится как никогда актуальным.
Спасибо за беседу!